1 марта 1881 года.
Пожалуй, вторую часть надо начать с описания печального события постигшего императорский дом. В начале 1879 года здоровье Императрицы Марии Александровны резко ухудшилось (туберкулез) и по совету врачей уже в апреле императорская семья из Петербурга убыла в Крым. Осенью император вернулся в столицу, а императрица на зиму уехала в Канны. Но предчувствуя свою скорую кончину Мария Александровна 23 января вернулась к семье. Силы ее быстро угасали и 22 мая 1880 года Государыня «въ восьмомъ часу утра, спокойно, безъ агоніи» отошла ко Господу. Из манифеста: «Любезнѣйшая Супруга Наша Императрица Марія Александровна скончалась послѣ продолжительной болѣзни, давно уже возбуждавшей тревожныя опасенія. Всѣ принятыя, по указаніямъ опытныхъ врачей, къ возстановленію Ея здоровья мѣры, все усердіе и нѣжныя попеченія окружающихъ, внушенныя горячею къ Ней любовію и живѣйшею преданностію, оказались, къ глубокой горести Нашей, безсильными противъ недуга, пресѣкшаго драгоцѣнную жизнь Ея…». Тело почившей императрицы 28 мая было предано земле в Петропавловском соборе.
Медаль на смерть Императрицы Марии Александровны
Аверс: ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА . 1824 г. 27 IЮЛЯ – 1880 г. 22 МАЯ. Бюст Марии Александровны влево, в диадеме, ниже подпись ГРИЛИХЕС СЫН.
Реверс: ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ. Изображение стоящего на коленях ангела, впереди на постаменте корона, сзади – крест и знамя.
Медальеры А. Грилихес / С. Важенин. Чеканилась из золота, серебра и бронзы. Диаметр 78 мм.
На момент смерти императрицы у императора Александра II уже была вторая семья, незаконная жена Екатерина Михайловна Долгорукова (1847 – 1922) и трое детей: Георгий (1872 – 1913), Ольга (1873 – 1925) и Екатерина (1878 – 1959).
Екатерина Михайловна Долгорукова с детьми: Георгием и Ольгой
Из дневника А.В. Богданович [1]. «21 августа. Был Батьянов [3]. Много рассказывал. Говорит, что государь повенчался с Долгорукой. Называют свидетелями Лориса [5] и Милютина [2] (Сам Милютин в своем дневнике это отрицает. прим.авт.); Адлерберг [4], говорят, отказался присутствовать».
Генерал М.И. Батьянов | Генерал-адъютант А.В. Адлерберг |
На скором венчании настояла Екатерина Михайловна, так как за императором велась настоящая охота. В случае смерти Александра II, Долгорукова и ее дети оказывались бы вне закона.
Венчание императора в высшем обществе восприняли осуждающе, особенно обострились отношения у Александра II с сыном – наследником, будущим императором Александром III. А его жена - будущая императрица Мария Феодоровна категорически не приняла Екатерину Михайловну. После венчания Долгорукова и её дети стали светлейшими князьями Юрьевскими, все незаконные дети Романовых, но узаконенные задним числом получали эту фамилию.
Опасения княгини Юрьевской оказались не напрасными, в законном браке они не прожили и года.
Медаль на смерть Императора Александра II
Аверс: ИМПЕРАТОРЪ АЛЕКСАНДРЪ II САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОССIЙСКIЙ. Портрет Александра II вправо, на обрезе шеи инициалы В . А . (В. Алексеев), вверху пальмовая ветвь в лучах всевидящего ока. Три даты: рождение 17 апреля 1818., восшествие на престол 19 февраля 1855., смерть 1 марта 1881 года.
Hеверс: БУДЕТЪ ИМЯ ЕГО БЛАГОСЛОВЕННО ВО ВѢКИ. Коленопреклоненная женщина возлагает венок на гроб. За ее спиной скорбящий ангел опирается на щит с российским гербом. Рядом на земле лежат три лавровых венка, книги и свитки. Внизу подпись по ободу СОЧ . В . П . ВЕРЕЩАГИНЪ - ЛѢП . И РѢЗ . ГРИЛИХЕСЪ СЫНЪ (Сочинил В.П. Верещагин, лепил и резал Грилихес сын).
Чеканилась из золота, серебра и бронзы. Диаметр 76 мм.
В конце осени 1880 года на сходке «Народной Воли» было решено возобновить деятельность по уничтожению императора. К тому времени у злодеев в Петербурге уже имелись несколько «конспиративных квартир». В одной из них располагалась типография (ул. Подольская 11), в другой химическая лаборатория по производству динамита и ручных мин (ул. Большая Подьяческая, 37). Одновременно велась усиленная пропаганда среди учащейся молодежи и рабочих. За всеми выездами государя велось постоянное наблюдение. Для этой цели двое заговорщиков изображали из себя извозчиков. Были завербованы новые народовольцы, которые согласились участвовать в теракте. При обсуждении покушения злодеи остановились на двух способах его реализации, первый подкоп под одну из улиц, по которой ездит император и второй убийство с помощью ручных метательных снарядов.
Третьего декабря мужчиной и женщиной в цокольном этаже дома № 4 по Малой Садовой улице было снято помещение под «Сырную лавку». Там по ночам собирались преступники и рыли подземную галерею до середины улицы, работа к концу февраля была закончена. В результате тщательной полицейской слежки, 27 числа этого же месяца были арестованы вожаки банды Желябов [7] и Тригони [8], которые жили под чужими именами с поддельными документами. 28 февраля в «Сырной лавке» был произведен обыск, под видом технических и санитарных целей, но настолько поверхностный, что подкоп не был найден. В связи с арестом главарей, шайку возглавила Перовская [9] любовница Желябова, проживавшая с ним под именем Лидии Войновой. Ею было принято решение немедленно произвести теракт. В ночь с 28 февраля на 1 марта под Малую Садовую заложили мину. 1 марта в 9 часов утра на конспиративной квартире № 5 в доме № 5 по ул. Тележной, которую снимали Саблин [10] и Гельфман [11] под видом мужа и жены, собрались Рысаков [12], Гриневицкий [13], Емельянов [14] и Михайлов [15]. Вскоре пришла Перовская, которая принесла две бомбы, она сообщила об аресте Желябова. Потом пришел Кибальчич [16], который принес еще бомбы. Перовская, как руководитель, начертила план местности и каждому указала назначенное ему место. По первоначальному плану они распределялись так: Рысаков у Екатерининского сквера, Емельянов на углу Невского и Малой Садовой, а Гриневицкий и Михайлов на Итальянской улице. При взрыве на Малой Садовой, все должны были спешить к месту взрыва и добить императора, если он будет жив. В случае, если император не поедет по Малой Садовой, то встреча с Перовской была назначена на Михайловской улице. Где она подаст условный знак для дальнейших действий.
Схема части Петербурга, где 1 марта 1881 года произошло цареубийство
В воскресенье 1 марта Император Александр II после завтрака выехал в Михайловский манеж на развод батальона лейб-гвардии Резервного пехотного полка и лейб-гвардии Саперного батальона. После развода он не поехал по предполагаемому преступниками пути, а решил заехать к своей двоюродной сестре - великой княгине Екатерине Михайловне (1827 – 1894) в Михайловский дворец (ныне Русский музей). Сама Перовская находилась на углу Итальянской улицы и Михайловской площади. Увидев, что государь поехал, минуя заложенную мину, Перовская сразу пошла по Михайловской улице, где встреченным ей злодеям, молча, подала знак, сморкаясь в платок, это означало, что нужно идти на Екатерининский канал. Подав сигнал, она вышла на Невский проспект и через Казанский мост перешла на другую сторону канала и остановилась напротив Инженерной улицы наблюдать за террористическим актом. После посещения двоюродной сестры император поехал в карете один, за ним в одних санях ехал полицмейстер полковник А.И. Дворжицкий (1830 – 1887), а в другой начальник охранной стражи капитан К.Ю.И. Кох (1846 – 1898[?]) и командир конвоя ротмистр П.Т. Кулебякин (1834 – 1906). Конвой конных казаков окружал экипаж. Заговорщики распределились вдоль канала в следующем порядке: первым стоял Рысаков, затем Гриневицкий, Емельянов и замыкал Михайлов. Когда карета проехала мимо Рысакова, он бросил под нее бомбу, карета пострадала. Рысакова тут же схватили. Полковник Дворжицкий бросился к карете и открыл дверь из нее уже выходил невредимый государь. Император подошел к Рысакову и спросил, «он ли стрелял», после утвердительного ответа Александр спросил, «кто он такой» – на что Рысаков назвался мещанином Глазовым. После этого император решил осмотреть раненых на месте взрыва и пошел обратно к экипажу.
Гриневицкий стоял боком, прислонившись к решетке канала, когда с ним поравнялся государь, он бросил бомбу ему под ноги. Император Александр II получил смертельные ранения, Дворжицкий тоже получил тяжелое ранение. Кох после второго взрыва получил тяжелую контузию. В санях полицмейстера смертельно раненного императора отвезли в Зимний дворец.
Гриневицкий умер через 8 часов в придворном госпитале конюшенного ведомства от раны полученной им во время взрыва собственной бомбы, так и не назвав своего имени. Рысаков оказался студентом второго курса Горного института.
Из дневника графа Д.А. Милютина [2]. «1 марта Воскресенье. Я был в числе свидетелей агонии его: он лежал с раздробленными ногами на походной кровати в бессознательном состоянии, окруженный врачами и многочисленным семейством. Он едва дышал; для поддержания дыхания ему вдували кислород, пока хирурги бинтовали раздробленные члены; княгиня Юрьевская и наследник цесаревич (теперь уже император) держали голову страдальца. Несмотря на все усилия продлить его жизнь, дыхание совсем прекратилось в 3 ч. 35 мин».
Вид Екатерининского канала с Конюшенного (Тройного) моста
В память этого ужасного события была отчеканена медаль для охраны и очевидцев.
Аверс: Вензель Императора Александра II.
Реверс: 1.МАРТА 1881. ГОДА
Медальеры А. Грилихес (отец) / М.Я. Габе (без подписи) Чеканилась из серебра. Диаметр 28,5 мм. Тираж 200 шт. Медаль крайне редкая и очень дорогая.
В моем родном городе Пушкине (Царское Село) в историческом здании бывшей «Дежурной конюшни» размещается выставка «Придворный экипаж в Царском Селе». В экспозиции выставки размещена карета, в которой ехал Император Александр II 1 марта 1881 года.
Карета императора пострадавшая от первого взрыва (фото авт.)
Из дневника А.В. Богданович [1]. «3 марта. Сегодня покойного перенесли в церковь Зимнего дворца и была панихида. Говорят, государь очень изменился. Ему намазали лицо белой краской, чтобы не видно было ран, правая рука тоже в крови — какое страшное чувство!».
Из дневника графа Д.А. Милютина [2]. «3 марта Вторник. Вечером, в 8 ч. было назначено перенесение тела в большую дворцовую церковь. Вся свита собралась в приемной комнате (соседней с кабинетом, где находилось тело усопшего). С обычною церемонией тело было переложено в гроб, который подняли и понесли все члены императорской семьи. За гробом шли императрица и великие княгини, а за ними свита. Несчастная вдова (княгиня Юрьевская) в минуту переложения тела в гроб не могла сдержать своего отчаяния; с нею сделалась истерика, так что должны были вывести ее в другую комнату».
Из дневника А.В. Богданович [1]. «4 марта. Рассказывают, что рядом, по левую сторону гроба, шла Юрьевская во время перенесения тела в церковь, составляя как бы принадлежность гроба. Нынешний государь, говорят, ей сказал: «Покойный государь нас разделял, но горе наше общее нас сблизило».
7 марта в субботу тело покойного государя торжественно перенесли из Зимнего дворца в Петропавловский собор – усыпальницу дома Романовых. Весь длинный путь Император Александр III шел за гробом пешком, естественно за ним пешком следовали все великие князья, иностранные гости и свита.
Внутренний вид Петропавловского собора при поставлении в нем тела в Бозе почившего Государя Императора Александра II. Рис. Н.Н. Каразина.
Из дневника А.В. Богданович [1]. «8 марта. Е. В. [6] был у митрополита, который ему рассказывал про панихиды, им справляемые в присутствии высочайших особ. Когда все уходят, то к гробу приходит вдова покойного государя, княгиня Юрьевская, начинает с ним прощаться, обкладывает тело ароматическими подушками… которые меняются ею же два раза в день в гробу».
Из дневника А.В. Богданович [1]. «15 марта. Сегодня хоронят царя. Сегодня были многие из присутствовавших в крепости во время похорон. Рассказывают, что все прошло официально, мало было чувства. Прибывшие депутаты тоже были допущены. Когда опустили гроб в могилу, и когда царская семья бросила первую горсть земли, она уехала, и начали подходить собравшиеся, бросали цветы и землю и кланялись праху».
Гробница в Бозе почившего Государя Императора Александра II в Петропавловском соборе. Рис. Н.Н. Каразина.
Продолжение следует.
Охота на императора. Часть 3. Розыск и суд
[1] Александра Викторовна Богданович (1846-1914), хозяйка одного из крупнейших светских салонов Санкт-Петербурга, писательница-мемуаристка.
[2] Граф Дмитрий Алексеевич Милютин (1816-1912), русский военный историк и теоретик, военный министр (1861—1881), затем член Гос. совета. Почетный член Академии наук. Последний российский генерал-фельдмаршал.
[3] Михаил Иванович Батьянов (1835 — 1916), русский генерал от инфантерии (06.12.1899), герой Севастопольской обороны и Кавказской войны.
[4] Александр Владимирович Адлерберг (1818 – 1888) граф, генерал-адъютант, министр императорского двора и уделов (1872 – 1881), член Гос. совета, ближайший советник и друг Императора Александра II.
[5] Граф Михаил Тариэлович Лорис-Меликов (1825 – 1888), генерал-адъютант, начальник Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия с чрезвычайными полномочиями (1880), после упразднения комиссии министр внутренних дел и шеф жандармов (август 1880 – май 1881), член Гос. совета.
[6] Евгений Васильевич Богданович (1829 – 1914), генерал от инфантерии, член совета министерства внутренних дел, староста Исаакиевского собора и почетный член правления «Исаакиевского братства», издатель брошюр «Кафедра Исаакиевского собора».
[7] Желябов Андрей Иванович (1850 – 1881), революционер, руководитель «Народной воли», организатор ряда покушений на Императора Александра II, казнен.
[8] Тригони Михаил Николаевич (1850 – 1917), революционер, член исполнительного комитета «Народной воли», 20 лет каторжных работ.
[9] Перовская Софья Львовна (1853 – 1881), революционерка, член исполнительного комитета «Народной воли», возглавляла подготовку покушения на Императора Александра II, казнена.
[10] Саблин Николай Алексеевич (1850 – 1881), революционер, член «Народной воли».
[11] Гельфман Геся Мировна (1855 – 1882), революционерка, член исполнительного комитета «Народной воли».
[12] Рысаков Николай Иванович (1861 – 1881), революционер, член «Народной воли», участник покушения на Императора Александра II, казнен.
[13] Гриневицкий Игнатий Иоахимович (1856 – 1 марта 1881) революционер, член «Народной воли», непосредственный убийца Императора Александра II.
[14] Емельянов Иван Пантелеймонович (1860 — 1916) революционер, член «Народной воли», участник покушения на Императора Александра II, пожизненная каторга.
[15] Михайлов Тимофей Михайлович (1859 – 1881), революционер, член «Народной воли», участник покушения на Императора Александра II, казнен.
[16] Кибальчич Николай Иванович (1853 – 1881), революционер, член «Народной воли», в качестве «главного техника» участвовал в подготовке покушения на Императора Александра II, казнен.
Список использованной литературы.
1. «Суд над цареубийцами». СПБ. Типография В.В. Комарова, 1881 г.
2. «Император Александр II. Его жизнь и царствование. Том 2». С.С. Татищев. С-Петербург. Издание А.С. Суворина. 1903 г.
3. «Три последних самодержца» А. Богданович. Москва. Издательство Новости. 1990 г.
4. Дмитрий Алексеевич Милютин. Дневник 1873 – 1882. Том 2. Москва. «Захаров». 2016 г.
5. «НИВА» иллюстрированный журнал литературы и современной жизни». Подшивка за 1881 год. СПб Издание Тва А.Ф. Марксъ.
Автор Александр Арт.