..мне надо оценить и продать монеты. куда слать фото?
фото отправляйте сюда
+7 (926) 589-61-11 TelegramTelegram / WhatsAppWhatsApp / Viber
или на monety@rcoins.com

ОБ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ ТИПОВОГО ШТЕМПЕЛЯ

Любознательные нумизматы давно уже обратили внимание на те изменения в рисунке орла московских рублевых монет 1737 года, которые со следующего года использовались исключительно лишь в Петербурге, а в Москве более ни разу не встречались. Заключались они в ином расположении перьев хвоста орла, а также в наклоне державы вправо и, как следствие, некотором отдалении ее от крыла

А теперь следует рассказать об одной интересной находке, дополняющей наши сведения о работе над штемпелями «резного штемпельного дела мастера» Лукьяна Дмитриева. Это монета с портретом работы Дмитриева и его же работы оборотной стороны, с хвостом орла первого — начального варианта, так что по всем показателям она как будто бы совершенно обычная. Однако внимание привлекло изображение державы и креста на ней. Хорошая сохранность монеты позволила рассмотреть, что под этим четко и с высоким рельефом, выполненным рисунком видны еще два аналогичных, сделанных вручную, слабо, схематично и выглядящих скорее наметками, чем готовыми рисунками.

Один из них расположен левее основного и имеет вертикальное положение креста, почти касающегося шестого пера крыла, то есть точно так же, как на всех монетах работы Дмитриева первого варианта.

Второй рисунок находится правее основного, крест державы наклонен вправо и вершиной своей направлен по касательной к крылу, что полностью соответствует второму варианту штемпелей Дмитриева. На монете можно также рассмотреть, что на этом правом варианте сделана попытка придать кресту вид украшенного: на вершине креста имеется перекладина, что уже является полной аналогией петербургскому рисунку.

Таким образом, на этом штемпеле в ходе его изготовления были первоначально намечены две державы с крестами, положение которых соответствует обоим известным вариантам московских штемпелей, а затем непосредственно по ним, для уничтожения этих наметок, выполнен новый рисунок с рельефом более высоким, чем все остальные детали герба, и штемпель в таком виде пошел в работу.

Что это было? Неудачное первоначальное расположение рисунка и его исправление? Маловероятно: ведь держав-то всего три, то есть ошибаться надо было дважды! Скорее всего, это похоже на одновременное и не очень рельефное исполнение на одном штемпеле (только наметкой!) рисунка обычного и уже использующегося, а также нового рисунка — как первого этапа работы над штемпелем с планово вносимыми изменениями. Сделано это могло быть для визуальной оценки достаточности внесенных отличий при подготовке нового варианта оборотной стороны, а третий рисунок выполнен с тем расчетом, чтобы своим промежуточным расположением и очень глубоким рельефом замаскировать или уничтожить вовсе первоначальные следы и позволить уже готовый штемпель использовать в работе.

На основании изложенного публикуемую монету можно считать первым этапом в подготовке еще в Москве петербургского варианта штемпеля оборотной стороны. А вся работа складывается из следующих этапов.

1. В качестве основы использован применяющийся на Московском монетном дворе штемпель работы Дмитриева с вертикально расположенным простым крестом державы и компактной средней частью хвоста орла, состоящей из 6 перьев. В настоящее время известны 32 штемпельные пары с орлом такого рисунка.

2. При изготовлении очередного штемпеля на него было нанесено две державы — одна в стандартном положении, другая намечена чуть правее и наклонно; крест на ней в верхней своей части имеет перекладину, что должно означать попытку придать ему вид украшенного. Затем оба рисунка были замаскированы сделанной заново рельефной державой с крупным крестом, и такой штемпель был пущен в работу. Он известен в паре с единственным лицевым штемпелем, на котором в прическе императрицы выполнено 6 жемчужин вместо обычных 5, что может отражать попытку внести некоторые синхронные изменения и в рисунок портрета.

3. Был изготовлен и использован один штемпель с новым расположением державы, но в него для усиления отличия внесено еще одно отклонение от принятого рисунка: в средней части хвоста компактно расположены только 4 пера, а остальные два выполнены расходящимися в стороны и примыкающими к боковым элементам хвоста. Этот штемпель был опробован очень широко — он известен в сочетании с 3 различными лицевыми штемпелями.

4. В начале работы Петербургского монетного двора были использованы 4 известных ныне штемпеля, повторяющих основной рисунок московских монет Дмитриева (средняя часть хвоста из 6 перьев и крест вертикально), но имеющих все-таки надежное, хотя и единственное отличие — украшенный крест державы.

5. Окончательным рисунком оборотной стороны монет в Петербурге, который был использован в 53 известных штемпельных парах, в первом году работы и единственным перешел в последующий период, следует признать рисунок, аналогичный единственному московскому штемпелю Дмитриева второго варианта (средняя часть хвоста из 4 перьев и крест наклонно) и несущий тот же отличительный «петербургский» признак — украшенный крест.

Таким образом, по фактическому монетному материалу прослежена возможная схема поэтапной работы над рисунком орла в штемпелях оборотной стороны рублевых монет Анны Иоанновны в период подготовки к работе Петербургского монетного двора (1737-38 годы). Вся эта работа выполнена, по-видимому, непосредственно Дмитриевым от начала до конца. Это следует из того, что, во-первых, именно Дмитриеву принадлежала ведущая роль в изготовлении штемпелей в Москве в 1737 году; во-вторых, именно он в конце этого года был переведен работать в Петербург еще в период подготовки там к работе заново создаваемого монетного двора; и, в-третьих, все петербургские штемпели оборотной стороны монет по стилю исполнения, применяемым пуансонам, тщательности работы и характеру рисунка орла полностью повторяют московские штемпели Дмитриева.